Грубые нарушения правил навигации маломерных судов и невнимательность судоводителя привели к трагедии на воде

19.05.2009

В 09.15 мск, 18.05.09г. от оперативного дежурного Управления МЧС РТ по г. Чистополь поступило сообщение о том, что в г. Чистополь, у поселка Малые Реки, на реке Кама в районе рыбацкого стана перевернулась лодка «Казанка» с двумя рыбаками. Сотрудниками Чистопольского отделения Центра ГИМС МЧС России по РТ на катере «Амур» и очевидцами был спасен Ефимов Д.В., 1979 г.р. Его семидесятипятилетний дед погиб.

Как выяснилось, к трагедии привели грубые нарушения правил навигации маломерных судов и невнимательность судоводителя. Дед и внук занимались рыбной ловлей. В 20 метрах от берега у лодочного мотора слетела шпонка на гребном винте, хозяин лодки Ефимов Д.В. решил ремонтировать мотор прямо на воде, повернул мотор набок и встал, чем уже нарушил остойчивость лодки, после чего его дед Ефимов Г.И. встал и подошел близко к борту, в результате чего лодка перевернулась.

В это время волнения на воде не было, однако температура воздуха была 8-9 градусов, температура воды 5 градусов. Оба пострадавших – молодой мужчина и пожилой человек - были одеты в спасательные жилеты и оставались на плаву. Через 3-4 минуты к месту прибыли местные жители и инспекторы ГИМС. Оба пострадавших были извлечены из воды. Однако, пожилой человек не подавал признаков жизни. Скорее всего, смерть Ефимова Г.И., 1934 г.р., наступила от сердечного приступа в результате сильного испуга и резкого переохлаждения.  Тело передано сотрудникам правоохранительных органов.

В Чистопольском отделении Центра ГИМС МЧС России по РТ отмечают, что у владельца лодка не было разрешения на выезд в нерест, маломерное судно не прошло ежегодный технический осмотр, отсутствовало и удостоверение на право управления маломерным судном.

 

Главное управление МЧС России по РТ предупреждает:

До 10 июня в связи с нерестом рыбы запрещена эксплуатация маломерных моторных судов, гидроциклов, моторных лодок, катеров на всех водоемах Республики Татарстан в период нерестовых запретов. Навигация маломерных судов начинается с 10 июня.

Основными нарушениями (в соответствии со ст.11-20 КоАП РФ) являются выезд на воду без техосмотра, без регистрации, без прав судоводителя, без спасательных средств или бортовых огней, перегруз лодки, заезд в акваторию речного порта или пляжа. Грубейшим нарушением является управление маломерным судном в состоянии алкогольного опьянения. Будут применяться самые жесткие меры к лицам, вплоть до направления маломерных судов на штрафные стоянки. За отсутствие документов, пьянство судоводителя или неисправность, угрожающую безопасности плавания, лодка или мотор могут быть конфискованы и отправлены на штрафную стоянку.

До начала навигации судоводители маломерных судов и сами маломерные суда должны быть полностью готовы к плаванию. Маломерное судно должно пройти технический осмотр (освидетельствование). Необходимо отметить, что это проводится бесплатно.

Сами судоводители должны иметь все необходимые документы: удостоверение на право управления маломерным судном (соответствующей категории); судовой билет с соответствующей отметкой о прохождении техосмотра; талон с соответствующей отметкой о прохождении техосмотра.

Маломерное судно должно быть укомплектовано необходимым имуществом, причем не только в момент прохождения технического осмотра, но и в процессе его эксплуатации, т.к. это необходимо прежде всего для сохранения жизни как судоводителя, так и пассажиров.

Запрещается управлять маломерным судном:

- не зарегистрированным в установленном порядке;

- не прошедшим технического освидетельствования;

- не несущим бортовых номеров; переоборудованным без соответствующего разрешения;

- с нарушением норм загрузки, пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания;

- без удостоверения на право управления маломерным судном;

- в состоянии опьянения.

Запрещено:

- передавать управление судном лицу, не имеющему права управления или находящемуся в состоянии опьянения;

- превышать установленные скорости движения;

- нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков;

- наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам, знакам судоходной и навигационной обстановки;

- заходить в постоянно или временно закрытые для плавания районы;

- заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водных объектах;

- приближаться на водных мотоциклах (гидроциклах) к ограждению границ заплыва на пляжах и других организованных мест купания;

- перевозить на судне детей дошкольного возраста без сопровождения взрослых;

- швартоваться, останавливаться, становиться на якорь у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, пирсов, дебаркадеров, доков (плавдоков) и под мостами, маневрировать в непосредственной близости от транспортных и технических судов морского и речного флота, создавать своими действиями помехи судоходству;

- устанавливать моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете;

- осуществлять пересадку людей с одного судна на другое во время движения;

- осуществлять заправку топливом без соблюдения соответствующих мер пожарной безопасности;

- выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости;

- осуществлять расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений, переправ и работающих земснарядов, а также в пролетах мостов и подходных каналах, при подходе к шлюзам;

- двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях, когда невозможна ориентировка;

- нарушать правила, обеспечивающие безопасность плавания, а также безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов.