МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для проведения занятий с учащимися общеобразовательных школ


 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

для проведения занятий

по правилам пожарной безопасности

 

с учащимися общеобразовательных школ 

 

 

 

 

 

 

 

ОБУЧЕНИЕ  ШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

                                      

   Обучению по настоящему методическому пособию должны быть охвачены все учащиеся общеобразовательных школ Форма проведения занятий: беседа, лекция, семинар в сочетании с практическими занятиями, экскурсиями, играми.

 Учебная цель занятия - привитие учащимся навыков пожаробезопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара, других экстремальных ситуаций, формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, закрепление знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях предмета "Основы безопасности жизнедеятельности", улучшение правовой подготовки, обучение правилам пожарной безопасности.

  Занятия с учащимися школы проводят учителя, классные руководители или наиболее подготовленные преподаватели из числа педагогического состава учреждения образования. К занятиям целесообразно привлекать сотрудников государственной противопожарной службы, медицинских учреждений, отделов профилактики правонарушений.

  При подготовке к занятиям необходимо подобрать наглядные средства и пособия

(плакаты, слайды, диафильмы, различные макеты, противопожарный инвентарь), необходимые для лучшего восприятия программы обучения, ознакомиться в районной пожарной части с характерными пожарами происшедшими в городе, районе, по возможности организовать просмотр видеосюжетов  на противопожарную тематику.

 Для закрепления знаний, полученных учащимися во время занятий, необходимо организовать экскурсию в пожарную часть или на пожарно-техническую выставку.

 Качество усвоения учащимися полученных знаний проверяется методом контрольного  опроса.

 

Цель и задачи обучения

 

  1.Сформировать у детей чувство повышенной опасности огня. Для этого необходимо:

-             изучить свойство огня;

-             рассказать о признаках и свойствах предметов и материалов с точки зрения их пожарной опасности  (горимости);

-             научить безопасно обращаться с огнем, газовыми и электрическими бытовыми приборами.

2. Убедить детей в необходимости соблюдать правила пожарной безопасности. Для этого необходимо знать:

-             причины возникновения пожаров;

-             основные правила пожарной безопасности.

3. Дать представление детям о труде пожарных. Предлагаем:

-             сформировать интерес к труду пожарных;

-             дать представление о пожарной технике, работе боевого расчета и государственного пожарного надзора;

-             рассказать о различных способах тушения пожаров и мерах их предупреждения.

4. Научить детей грамотно и безопасно вести себя в случае пожара.

 

  Основная цель педагога при этом – профилактика пожаров по вине детей и детского травматизма от огня и дыма.

Варианты тем для проведения занятий с детьми

 

               

ТЕМА № 1  " Тайны огня.  Огонь – друг, огонь- враг"

 

 Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился на заре своего существования. Огонь защищает человека от животных, использовался для приготовления пищи, орудий труда, дарил ему тепло, свет. Люди научились добывать и сохранять огонь.

 Миф о Прометее, который похитил с Олимпа огонь и принес его людям. Научив их пользоваться огнем,  Прометей сделал людей сильными и независимыми от богов. За это Зевс приковал его к высокой стене. Выражение "Протеев огнь" стало символом борьбы его со злом.

 Огонь почитался как сила целительная и защищающая от болезней. При эпидемиях зажигали " свежий", не от огня, а добытый трением огонь и через него перепрыгивали, дабы защитить от мора. Через огонь прогоняли скот при эпидемиях.

 Освоение огня оказало решающее влияние на развитие человечества. Именно огонь разорвал связь человека со стадной жизнью. Огонь заложил основу человеческого хозяйства.

 Важным шагом в развитии первобытных людей стало использование огня для плавки металла. Применение пара для механической работы. От паровой машины до" огня" атомных реакторов.

 В настоящее  время трудно назвать область человеческой деятельности, где бы не использовался огонь прямо, либо через посредство его производного теплоносителя.

 Огонь стал не только другом человека; вырвавшись из под контроля человека, он превращается  в его недруга.      

Пожар - это неконтролируемый процесс горения,  сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.

 

ТЕМА № 2: "Безопасность в помещении"

 

  Всем кажется, что дом – это самое надежное безопасное место. Но так ли это на самом деле?

 Возможность несчастного случая чрезвычайно велика. В доме (квартире) находятся различные бытовые приборы, оборудование, горючие жидкости и источники тепла. Рассмотрим типичную квартиру, в которой при несоблюдении правил пожарной безопасности может возникнуть множество опасных ситуаций, ниже дан  их перечень. Обсудите это с детьми, найдите правильные решения. Составьте классом список возможных нарушений правил пожарной безопасности в квартирах (список можно составить с помощью детских рисунков). Полученные материалы вывесить в классе в соответствующем месте для визуального запоминания.

  Возможные опасности:

-             спички оставленные на виду у детей;

-             никто не следит за тостером;

-             мусорное ведро переполнено;

-             сковородка оставленная на плите ручкой над огнем;

-             в доме остался маленький ребенок без присмотра;

-             белье сушится над плиткой;

-             оставленные без присмотра емкости с горючими жидкостями и химикатами;

-             в пепельнице оставленные не затушенными окурки;

-             изоляция электрошнуров на электробытовых приборах изношена

                ( повреждена);

-             сушилка для посуды установлена над плитой;

-             розетка и провод находятся рядом с прибором, являющимся источником     тепла;

-             электролампа накрыта тканью или бумагой;

-             электрический кабель лежит посреди комнаты;

-             занавеска находится близко от газовой (электрической) плиты;

-             включенные электроприборы оставленные без присмотра;

-             ребенок раскрывает металлическим предметом розетку;

-             на елке горят свечи.

 

Основные правила поведения при пожаре

 

Следующая >>>