Предложения ВДПО по развитию благотворительности и добровольчества в сфере пожарной безопасности и защиты от ЧС


Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым внесен в Государственную Думу РФ проект ФЗ №288283-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». 13 января 2010 года указанный законопроект был принят в первом чтении.
 Законопроект направлен на поддержку некоммерческих организаций, осуществляющих общественно полезную деятельность, и при незначительной доработке может оказать позитивное воздействие на обеспечение пожарной безопасности и защиту населения и территорий от ЧС.
Так, в ст. 31.1 указанного законопроекта среди видов деятельности НКО, занятие которыми позволяет органам государственной власти и местного самоуправления признавать такие НКО в качестве социально ориентированных и оказывать им поддержку, содержатся следующие:
• подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев (подпункт 1);
• оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф… .
Кстати, аналогичные позиции содержатся в ФЗ-135 от 11.08.1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (статья 2). На наш взгляд, такие формулировки недостаточно корректны, не соответствуют действующему законодательству и фактически «не работают». Нам так и не удалось найти толкование этих позиций, не получили мы соответствующих разъяснений и в МЧС России. И если указанные формулировки «перекочевав» в указанный законопроект будут приняты, то ситуация не изменится, ресурс общественности и добровольцев так и не будет привлечен к деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров.
В этой связи представляется целесообразным для этих целей использовать ст.1 ФЗ-68 «О Защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно которой:
Чрезвычайная ситуация (далее-ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде.  Получается, что из законодательно сформулированной дефиниции ЧС почему-то  использована только ее часть -стихийные бедствия, и добавлены экологические, промышленные или иные катастрофы. При этом юридическое толкование таких явлений отсутствуют.
Кроме того, в законопроекте использовано выражение «подготовка населения к преодолению последствий...», которое также представляется некорректным. Дело в том, что статьями 20 и 21 ФЗ-68 предусмотрены «Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» (ст. 20) и «Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» (ст.21).
Одновременно, заметим, что пожар- это не всегда чрезвычайная ситуация.  А в ФЗ-69 закреплены вопросы профилактики пожаров, противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности.
Учитывая изложенное,  ВДПО выступило с инициативой и направило в МЧС России и Администрацию Президента России предложение о внесении в установленном порядке в проект ФЗ №288283-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» следующих формулировок:
• содействие профилактике и тушению пожаров, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, подготовка населения и пропаганда знаний в области защиты от чрезвычайных ситуаций, обучение населения мерам пожарной безопасности и противопожарная пропаганда;
• оказание помощи пострадавшим в результате пожаров и чрезвычайных ситуаций.