ВДПО: саморегулирование в строительстве и пожарной безопасности – две стороны одной медали или двойной барьер на пути развития малого и среднего предпринимательства в области пожарной безопасности?


ВДПО обратилось к Министру  Российской Федерации по делам ГО, ЧС  и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К. Шойгу,  Министру экономического развития Российской Федерации Набиуллиной Э.С., Президенту общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» С.Р. Борисову, Президенту Российского союза промышленников и предпринимателей  А.Н. Шохину с просьбой поддержать инициативу по снятию излишних ограничений для доступа на рынок услуг в области пожарной безопасности и внесению соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство.

Дело в том, что с  01.01.2010 года в связи с изменением действующего законодательства в Российской Федерации более чем 40 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса, выполняющих услуги в области пожарной безопасности, столкнулись с дополнительным ограничением доступа на рынок – необходимостью помимо получения лицензии МЧС России  вступать в члены саморегулируемых организаций (СРО) в сфере  градостроительной деятельности.

А с  1 января 2011 года ситуация может еще более усугубиться - предприятиям придется вступать сразу в несколько саморегулируемых организаций – СРО в сфере пожарной безопасности и в СРО в сфере  градостроительной деятельности.

17 декабря 2007 г.  вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», который определил законодательные основы саморегулирования.  В развитие указанного закона Федеральным законом от 22.07.2008г. №148-ФЗ внесены соответствующие изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и определены основные аспекты саморегулирования для градостроительной сферы.

На сегодняшний день в соответствии с Постановлением правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 864, приказом Министерства регионального развития России № 274 от 09 декабря 2008г. утвержден «Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». Выполнение видов работ, вошедших в «Перечень…» с 1 января 2010 года, возможно ТОЛЬКО членами саморегулируемых организаций в сфере градостроительной деятельности.

В указанный «Перечень», в числе прочих, вошли и отдельные виды работ, отнесенные ФЗ-69 от 21.12.94г. «О пожарной безопасности» (ст. 24) к работам и услугам в области пожарной безопасности – это выполнение проектных, изыскательских работ (в т.ч. разработка мероприятий по обеспечению пожарной безопасности);  монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты; огнезащитные и трубопечные работы.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 3 ФЗ-69 от 21.12.94г. «О пожарной безопасности», выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности является неотъемлемой составной частью системы обеспечения пожарной безопасности и согласно ст. 17 ФЗ-128 от 08.08.2001г. («О лицензировании отдельных видов деятельности») подлежат лицензированию в области пожарной безопасности в МЧС России.

Утвержденная Приказом Минрегионразвития от 30 декабря 2009 года №624 новая редакция «Перечня» не изменила ситуацию -  указанные выше виды работ, по-прежнему, подлежат саморегулированию в сфере градостроительной деятельности.

В то же время, в Государственную Думу по инициативе группы депутатов 25.12.2009г. внесен законопроект №305620-5, направленный на создание института саморегулирования в области пожарной безопасности. В соответствии с указанным законопроектом, с 1 января 2011 года будет прекращено лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, и их выполнение станет возможным только на основании допуска, выданного саморегулируемой организацией.

Таким образом, единая отрасль пожарной безопасности разводится на несколько видов СРО.

В этой связи ВДПО вышло с предложениями в МЧС России,  Минэкономразвития России,  ОО «ОПОРА РОССИИ», Российский Союз промышленников и предпринимателей о необходимости принятия реальных мер по устранению нарушений действующего законодательства в сфере саморегулирования и недопустимости расчленения единой системы обеспечения пожарной безопасности. Одновременно мы обратились в Минюст РФ с предложением об отклонении государственной регистрации Приказа Минрегионразвития от 30 декабря 2009 года №624, как не соответствующего действующему законодательству (ст.3 Ф3 №315 от 01.12.07г. и ст.ст. 3, 24 ФЗ-69 от 21.12.94г.).

Мы выражаем надежду, что данная инициатива найдет поддержку как у самих предпринимателей, чья деятельность требует вступления в СРО, так и у органов власти, в чьей компетенции находится решение указанных вопросов.