Рабочая группа Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России по достоинству оценила возможности ЦУКС МЧС России по Республике Татарстан

14.10.2009

Для ознакомления с деятельностью Центра управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России по Республике Татарстан в Казань прибыла рабочая группа во главе с первым заместителем начальника Национального центра управления в кризисных ситуациях полковником Сергеем Мирошниченко.

Начальник ГУ МЧС РФ по РТ генерал-майор внутренней службы Рафис Хабибуллин сообщил, что  ЦУКС Главного управления МЧС России по Республике Татарстан создан в соответствии с приказом МЧС России, по которому с 1 августа текущего года в Главном управлении функционирует штатный Центр управления в кризисных ситуациях. Центр создан на базе ликвидированного Государственного учреждения «Центр управления силами Федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан».

Проведенное реформирование позволило организовать четырехсменное дежурство, с численностью смены 6 человек, усилив каждую из них сотрудниками МЧС РТ и Производственного технического центра. В состав дежурной смены входят:

начальник дежурной смены;

старший помощник начальника дежурной смены;

диспетчер службы оперативного обеспечения;

старший оперативный дежурный;

оперативный дежурный;

старший мастер связи.

Кроме того, в режиме повседневной деятельности работу ЦУКС обеспечивают отделы: оперативного планирования и организации оперативной службы, территориального взаимодействия и применения сил РСЧС, мониторинга и прогнозирования ЧС, сектор повседневного и оперативного управления в количестве 15 человек. При этом в режиме чрезвычайной ситуации дежурная смена усиливается за счет резервной смены – 5 человек, а также расчетно-аналитической группой и отделом мониторинга МЧС РТ.

Таким образом, численность личного состава задействованного для несения службы и обеспечения деятельности дежурной смены при возникновении чрезвычайной ситуации может составлять до 36 человек.

Техническая оснащенность ЦУКС позволяет выполнять поставленные задачи в необходимых объемах и указные сроки. Системы связи и передачи данных ЦУКС разработаны с учетом современных (IT) технологий, имеют двойное резервирование, обеспечивают защиту информации и являются более экономичными с точки зрения финансовых расходов на их эксплуатацию.

На федеральном уровне информационный обмен осуществляется при взаимодействии с центром «Антистихия» МЧС России, Приволжского регионального центра МЧС России, 13-ю территориальными структурами федеральных министерств и ведомств, а также семью центрами мониторинга. На республиканском уровне связь обеспечивается с 8-ю республиканскими министерствами и 6-ю ведомствами. На муниципальном - с 2-мя городскими округами и 43-мя муниципальными районами. На объектовом уровне - с 420 объектами, расположенными на территории муниципальных образований.

Обо всем этом членам рабочей группы доложил в ходе ознакомительного заседания начальник Главного управления МЧС России по Республике Татарстан генерал-майор внутренней службы Рафис Хабибуллин.

После чего делегация Национального центра осмотрела помещения, в которых с 1 августа функционирует ЦУКС Главного управления МЧС России по Республике Татарстан.

Всего в республике создано 44 дежурно-диспетчерские службы на базе телефонного номера «01». Одна из них совмещенная и обслуживает территории Набережных Челнов и Тукаевского муниципального района. ДДС-01 муниципальных образований располагаются в административных зданиях пожарных частей местных гарнизонов пожарной охраны. Помещения для несения службы радиотелефонистов (диспетчеров) обеспечивают условия несения службы в соответствии с должностными инструкциями.

На сегодняшний день показатели укомплектованности оргтехникой ДДС-01 муниципальных образований составляет в среднем от 75 до 100 процентов. Продолжается дальнейший процесс дооснащения.

Таким образом, дежурные смены ЦУКС обеспечивают на приемлемом уровне организацию оперативного реагирования на возможные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера сил и средств Территориальной подсистемы предупреждения чрезвычайных ситуаций, а также их руководство в повседневном режиме, организация и проведение превентивных мероприятий.

Также члены рабочей группы НЦУКС осмотрели подвижный пункт управления на базе трех автомобилей «КамАЗ», через который осуществляется обеспечение деятельности оперативных групп, оперативного штаба на месте чрезвычайной ситуации. Он обладает такими же техническими возможностями как и ЦУКС, при этом для организации связи и передачи данных используются российские космические системы ГЛОНАСС.

В дальнейшем планируется развитие ЦУКС ГУ МЧС РФ по РТ. На территории масштабного комплекса Государственной противопожарной службы ГУ МЧС РФ по РТ  по адресу: ул. Яруллина, 1а имеется объект незавершенного строительства – двухэтажное здание и гараж. В планах руководства ГУ МЧС РФ по РТ - строительство третьего этажа и последующее размещение в нем ЦУКС со всей необходимой инфраструктурой, а также подразделений, которые обеспечивают его деятельность. После завершения строительства общая площадь здания увеличится с 3 до 5 тысяч квадратных метров. Предполагаемые затраты на строительство и оснащение составят 224 млн. рублей. Данное предложение нашло поддержку в МЧС России.

Еще один объект, который вызвал интерес представителей рабочей группы – это пилотный проект «Системы 112» на автодороге М-7, созданный для координации оказания помощи пострадавшим по единому номеру 112, штаб которого расположен в технопарке «Идея».

Среди основных целей создания системы-112:

организация комплекса мер, обеспечивающих ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах (сообщениях о происшествиях) населения;

организация удобного вызова экстренных оперативных служб, позволяющая позвонившему лицу при возникновении происшествия не задумываться о том, какая именно служба ему необходима и какой номер требуется использовать для доступа к ней;

уменьшение возможного социально-экономического ущерба вследствие происшествий и чрезвычайных ситуаций;

гармонизация способа вызова экстренных оперативных служб с законодательством Европейского союза.

Система-112 должна решать следующие задачи:

прием оператором по номеру "112" вызовов (сообщений о происшествиях) и обеспечение психологической поддержки позвонившему лицу;

анализ поступающей информации о происшествиях;

передача информации о происшествиях в дежурно-диспетчерские службы в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования;

формирование статистических отчетов по поступившим вызовам (сообщениям о происшествиях);

автоматическое определение номера позвонившего лица, получение от оператора связи имеющихся данных о местонахождении абонентского устройства с этим номером, а также иных данных, необходимых для обеспечения реагирования по вызову;

автоматический дозвон до позвонившего лица в случае внезапного прерывания соединения;

регистрация и документирование всех входящих и исходящих звонков по номеру "112" (запись, архивирование, поиск, передача и др.);

ведение базы данных об основных характеристиках происшествий, о начале и завершении экстренного реагирования на полученные вызовы (сообщения о происшествиях), а также о его основных результатах;

возможность приема вызовов (сообщений о происшествиях) на 5 иностранных языках (французский, английский, немецкий, испанский, китайский) в административном центре субъекта Российской Федерации и в иных муниципальных образованиях, причем субъекты Российской Федерации могут самостоятельно принимать решение по формированию и утверждению перечня муниципальных образований, где с учетом местных условий необходимо использование дополнительных языков обращения к экстренным оперативным службам.

При подведении итогов пребывания в Казани руководитель рабочей группы НЦУКС МЧС России полковник Сергей Мирошниченко отметил, что все положительные наработки Татарстана в области организации управления силами РСЧС будут обязательно учтены в дальнейшем развитии системы региональных Центров управления в кризисных ситуациях.