Технический регламент о требованиях пожарной безопасности – это новый значимый шаг в противопожарном нормировании

23.09.2009

Принятие Федерального закона «О техническом регламенте» обусловлено, прежде всего, необходимостью реализации положений Конституции Российской Федерации, которые обеспечивают права граждан. А именно – права граждан могут быть ограничены только в силу того или иного федерального закона.

Законодатель определил, что объект защиты соответствует требованиям пожарной безопасности, если выполнены все требования технических регламентов, и произведён соответствующий расчёт пожарного риска. То есть, пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом пожарной безопасности. При этом предусмотрено и альтернативное решение, когда доказательством того, что требования Технического регламента выполнены, будет являться применение на добровольной основе нормативных документов по пожарной безопасности (сводов правил и национальных стандартов).

Федеральный закон определяет методы, формы оценки соответствия объекта, защиты продукции требованиям пожарной безопасности. Одной из форм подтверждения соответствия является независимая оценка пожарного риска или аудит пожарной безопасности.

Необходимо разграничить два очень близких понятия: независимая оценка пожарного риска и расчет пожарного риска. Термин "пожарный риск" применяется в том и в другом понятии. Но эти понятия совершенно разные. Оценка пожарного риска - это проведение соответствующих расчетов, и доказывание с помощью этих расчетов, что риск соответствует или не соответствует тем назначениям, которые установлены техническим регламентом. Независимая оценка риска - это процедура, выполняемая аккредитованной в МЧС организацией по оценке соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. При этом Согласно приказу МЧС России от 1 октября 2007 г. № 517 (административный регламент об осуществлении государственного пожарного надзора) на тех объектах, на которых проведена независимая оценка рисков, органами пожарного надзора мероприятия по контролю не планируются.

Приказ МЧС России от 20 ноября 2007 года № 607, который определяет порядок аккредитации этой организации, определяет те процедуры, которые должна выполнять организация. А изменения, вносимые в приказ от 20 ноября 2007г. № 607, распределяют работу по трем направлениям деятельности.

Первое. Аккредитация организаций на выполнение работ по соответствию объекта требованиям пожарной безопасности традиционным способом, то есть в форме проведения обследования этого объекта, нахождения тех отступлений от требований пожарной безопасности, которые существуют, и разработка планов мероприятий по устранению выявленных недостатков. Это будет одна форма аккредитации.

Вторая область - это аккредитация организаций, которые могут выполнять расчеты по оценке пожарного риска.

И третья - это аккредитация и на первый вид деятельности, и на второй вид деятельности, то есть и на проведение расчетов, и на проведение визуальных проверок. Порядок проведения аккредитации организаций осуществляется согласно приказу МЧС России от 20 ноября 2007 № 607. В настоящее время уже 4 организации в Республике Татарстан получили аккредитацию в этой сфере деятельности (www.ge-mchs.ru).

Понятие пожарного риска и определение на его основе перечня противопожарных мероприятий, которые необходимо реализовать на конкретном объекте защиты, применяется в Российской Федерации примерно в течение последних десяти лет. А различные расчётные методики внедряются с введением понятий независимой оценки рисков, пожарного аудита в связи с переходом к гибкому нормированию. Подобные расчеты пожарного риска широко используется в развитых странах мира.

В порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации № 272 от 31 марта 2009 года, "О порядке проведения расчётов по оценке пожарного риска", определение расчётных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждённым приказом МЧС России от 30.06.2009 г. №382 «Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» и приказом МЧС России от 10.07.2009 г. №404 «Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах» (www.mchs.gov.ru).

В алгоритм определения расчетных величин входят такие положения, как анализ пожарной опасности объекта, определение частоты реализации пожароопасных ситуаций, построение полей опасных факторов пожара.

Основной задачей законодательного органа на сегодняшний день является обеспечение доступности использования этих методик для широкого круга лиц.

Накопленный за это время опыт показывает рациональность и целесообразность построения противопожарной защиты, основываясь на этом методе, для объектов, в том числе уникальных, когда отсутствуют типовые решения в нормативных документах по пожарной безопасности.