«Возможности, ресурсы, резервы - в пожарном добровольчестве»

18.09.2009

Что такое единство действий? - это когда целое становится больше суммы частей, когда в атмосфере искреннего сотрудничества рождаются исключительно эффективные решения и действия, когда один плюс один равен не двум, а четырем, восьми, и даже шестнадцати.

Как правило, в изменяющемся обществе интересы разных социальных, профессиональных и даже возрастных групп не стыкуются, противоречат друг другу. Большую часть этих групп объединяет лишь согласие в том, что в обществе что-то нужно изменить. Но вот что надо изменить, а тем более, в каком направлении изменить, полного единства, понимания и согласия, пока нет.

Перед обществом стоит вопрос «что развивать в человеке?», а вернее, в каком направлении «его, этого человека развивать?» и соответственно необходимо искать ответ на вопрос, « как это делать?». Примерно так же сегодня ставятся вопросы и в образовательной области безопасности жизнедеятельности. Вот уже 18 лет, с 1991 года, в российском обществе существует неоднозначное отношение к дисциплине БЖД, за этот период времени неоднократно предпринимались попытки упразднить данное направление в педагогике. И, только, благодаря поддержке регионов, МЧС, общественности, подвижничества педагогов образовательная область БЖД введена во всех учебных заведениях, для всех групп населения. Однако, до сих пор не определена содержательная, и организационная стороны предмета БЖД, нет единого мнения, что важнее техническая сторона безопасности или мировоззренческие установки, не отлажена инфраструктура, нет должной интеграции с научными учреждениями.

Для нашей общественной организации этот вопрос был предопределен ровно 100 лет тому назад. В России в начале прошлого столетия пожарные деятели разработали рекомендации по пожарной безопасности детей. Большая роль в распространение противопожарных мер отводилась семье, учебным заведениям и церкви. Полиции вменялось в обязанность следить за тем, чтобы дети не играли с огнем, не раскладывали в опасных местах костры и т.п. Старшим детям рекомендовалось присматривать за младшими.

Императорское Российское пожарное общество на своем VI съезде, проходившем в июле 1910 года в городе Риге, среди прочих обсуждало вопрос «Об обучении детей пожарному делу и создание детских пожарных «потешных отрядов», учреждаемых при добровольных пожарных обществах и дружинах». Уже в том же году в Российской империи было создано огромное число таких отрядов. Они образовали мощную организацию, которая через год насчитывала в своих рядах более шести тысяч детей. Дети в пожарных учебных отрядах обучались правилам осторожного обращения с огнем, приемам тушения огня, спасения и самоспасения, оказания первой медицинской помощи.

В 1912 году детские пожарные «потешные отряды» в России окрепли и превратились в целую армию помощников добровольных пожарных обществ и профессиональных пожарных команд в распространении среди населения противопожарных сведений и в борьбе с огненной стихией.
В советское время (1926 г.) при добровольных пожарных организациях были созданы «Отряды юных дружинников».

Значительным омоложением пожарного добровольчества в стране был отмечен 1957 год, когда было принято «Положение о юношеских добровольных пожарных дружинах (ЮДПД) для РСФСР». В соответствии с этим положением юношеские добровольные пожарные дружины создавались для профилактической работы по предупреждению пожаров, особенно от детской шалости с огнем, а также для оказания помощи взрослому населению при тушении пожаров путем организации связи, оказания первой помощи пострадавшим, охраны эвакуированного имущества и т.д. Членами ЮДПД могли быть все желающие дети в возрасте от 10 до 16 лет. За каждым членом ЮДПД закреплялся определенный участок с конкретным указанием, в каких домах он должен вести профилактическую работу. После усвоения учебной программы юные пожарные получали удостоверения установленного образца и знак ЮДПД.

Об обучении детей мерам пожарной безопасности задумывались еще в начале XX века пожарные деятели многих стран. Причиной многих пожаров во всех странах было неосторожное обращение детей с огнем (игра со спичками, разведение костров и т.д.). Чаще всего такие пожары случались там, где домашнее воспитание и школьное обучение были поставлены плохо, где родители были лишены возможности уделять внимание своим детям и следить за их поведением.

И пока современные ученые будут приходить к единому мнению по вопросам содержания предмета БЖД, Всероссийское добровольное пожарное общество, как и сто лет тому назад будет выполнять три взаимосвязанные социально-значимые для государства задачи в области безопасности жизнедеятельности: мировоззренческую, воспитательную и практическую. Однако эффективно решать эти задачи в старых рамках с новым содержанием невозможно, нужны союзники, требуется новый подход, возникла необходимость обратиться к новым ресурсам общества.
К настоящему времени уже определилось несколько видов профессиональной подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности. Одна из них – учитель безопасности жизнедеятельности, именно этой профессии отведена важная функция воспитания и обучения подрастающего поколения безопасным способам поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.. Однако, по мнению ряда специалистов в настоящее время выпускники вузов с квалификацией «учитель безопасности жизнедеятельности» не вполне отвечают современным требованиям, предъявляемым к ним со стороны общества и государства, что проявляется в отсутствии целенаправленного творческого развития будущих учителей безопасности жизнедеятельности. Их профессиональная подготовка осуществляется в большей степени с позиций нормативных, правовых, организационных основ безопасности жизнедеятельности, а не с позиций развития творческого потенциала, что необходимо в работе с детьми. В рамках государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности» в вопросах подготовке учителя безопасности жизнедеятельности при изучении дисциплины пожарная безопасность не предусмотрены вопросы изучения благотворительности и добровольчества в сфере пожарной безопасности в России, по формированию системы знаний, умений и навыков безопасного поведения детей и молодежи. Огромное историческое наследие и современный потенциал - более 17 тысяч дружин юных пожарных, в которых занимаются 226 тысяч детей и подростков, могло бы стать отдельной дисциплиной изучения для будущего учителя ОБЖ, т.к. пожарное добровольчества – это форма не только гражданско-патриотического воспитания, но и технология подготовки к профессиональной деятельности и развития профессиональной компетенции.

Поэтому, принимая во внимание, тот факт, что у нашей организации есть знания и опыт, а также добровольные помощники среди педагогической общественности, считаю необходимым обеспечить системное информирование, координацию, профессиональную поддержку всем тем, кто работает и получает профессию в сфере безопасности жизнедеятельности с целью оказания содействия по формированию культуры безопасности в российском обществе.

Степанцева Н.И. –главный специалист управления организации обучения,
общественно-полезных мероприятий и содействия спорту ЦС ВДПО