Проблема добровольного участия граждан в борьбе с пожарами в Российской Федерации

26.08.2009

В Российской Федерации свыше 103 тысяч населенных пунктов находятся далеко за пределами радиуса выезда подразделений государственной противопожарной службы.

Риск погибнуть при пожаре у сельских жителей более чем в два раза выше, чем у горожан.

На долю проживающего в этих населенных пунктах населения, а это примерно 34 миллиона наших граждан (или 27% от общего числа), приходится половина всех пожаров и убытков от них! 60% погибших, примерно 8 тысяч человек, - сельские жители.

Решить проблему только путем создания государственной противопожарной службы, содержащейся за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов невозможно. Бюджет ни одной, даже самой богатой страны мира, тем более с такой обширной территорией как Россия, не может позволить себе создание в каждом населенном пункте профессиональной пожарной охраны. Остается один верный и отработанный веками, как в дореволюционной России, так и в странах Запада путь. Это пожарное добровольчество.

5 февраля 2009 года Президентом России Д.А. Медведевым подписано поручение № Пр-241, в котором среди мер по стабилизации обстановки с пожарами, повышению защищенности граждан и минимизации потерь от пожаров предусмотрена разработка предложений по развитию пожарного добровольчества в России.

В текущем году вступил в силу Федеральный закон от 22.07.08 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который ужесточил требования к оснащению населенных пунктов подразделениями пожарной охраны и установил время прибытия первого подразделения к месту пожара в сельских поселениях не более 20 минут (ст.76).

Проведенная оценка состояния ситуации позволяет сделать вывод: наиболее приемлемое решение прикрытия населенных пунктов – это привлечение общественности и населения к борьбе с пожарами, в т.ч. в составе добровольных пожарных дружин и общественных противопожарных аварийно-спасательных формирований.

Однако на сегодняшний день зачастую под добровольными пожарными дружинами ошибочно понимают нечто иное, как возложение работодателем на работника дополнительных трудовых обязанностей по профилактике и тушению пожаров на территории предприятия (организации).
Проблема состоит именно в том, что привлечение граждан в качестве пожарных волонтеров действующим российским законодательством не только не стимулируется, но и в ряде случаев делает это весьма проблематичным. На сегодняшний день добровольной пожарной охраны, которая бы строго соответствовала статье 13 Федерального закона 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нет и быть не может.

В законе сказано, что ДПО - это форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности, а добровольный пожарный – это гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров. Закон абсолютно не отвечает на вопрос кто и как создает ДПО, кто финансирует ее деятельность, какова социальная защита и гарантии пожарным добровольцам. И каким образом рядовой гражданин изъявивший желание принять участие в деятельности добровольной пожарной охраны может это сделать? Более того, в абзаце третьем статьи 13 ФЗ-69 сказано, что участие граждан в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ.

А согласно ст.17 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки, проводимые в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд. Это при том, что при пожаре пожарный доброволец отвечает не только за свою жизнь, но и за жизнь других людей, ему приходится работать со специальным снаряжением, оборудованием и техникой, требующей специальных знаний и навыков работы.

Статус добровольного пожарного, его социальная и страховая защита не определены вовсе. Деятельность по предотвращению и тушению пожаров не отнесена к общественно-полезной и благотворительной деятельности и не имеет правового механизма. Есть и другие очень существенные неувязки в действующем законодательстве, поэтому без кардинальных мер организационного и правового характера в этой области не обойтись.

Всероссийское добровольное пожарное общество в октябре 2009 года приступает к реализации социально-значимого проекта по разработке единого механизма социально-экономического стимулирования участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. В 3-х регионах Российской Федерации Оренбургской, Челябинской областях и Республике Чувашия на базе противопожарных формирований ВДПО предусмотрено создать экспериментальные площадки для разработки организационно-технической модели функционирования добровольной пожарной охраны

Проект позволит:
1. Реализовать поручение Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 05.02.09 г. № Пр-241.
2. Предложить МЧС России в порядке законодательной инициативы внести в действующее законодательство изменения и дополнения, направленные на развитие пожарного добровольчества в Российской Федерации.
3. Повысить уровень защищенности населенных пунктов и (или) организаций от пожаров.
4. Развивать добровольную пожарную охрану, активизировать участие населения (добровольцев) в деятельности по предупреждению и тушению пожаров.
5. Реализовать в полной мере права граждан на участие в обеспечении пожарной безопасности.
6. Стимулировать общественно полезную деятельность общественных противопожарных, аварийно-спасательных формирований, объединений и организаций.
7. Наделить органы местного самоуправления правом предоставлять меры экономического стимулирования и поддержки организациям, при проведении ими работ (оказании услуг), направленных на осуществление первичных мер пожарной безопасности.
8. Спасти не одну человеческую жизнь.

На реализацию данного проекта Всероссийское добровольное пожарное общество планирует направить порядка 4,5 миллионов рублей из собственных источников.


Степанцева Н.И. – специалист Управления организации обучения,
общественно-полезных мероприятий и содействия спорту ВДПО