Научные достижения – во имя безопасности детей
13 февраля в здании Управления ГИБДД МВД по РТ состоялась конференция по итогам деятельности Научного центра безопасности жизнедеятельности детей (НЦ БЖД). В фойе была развернута выставка научных достижений в области обеспечения детской безопасности. На экспозиции Главного управления МЧС России по РТ на видеоэкране демонстрировались презентационные филы о комплексной и пожарной безопасности в период подготовки и проведения Универсиады – 2013 в Казани, а также фильм об итогах деятельности ТП РСЧС в 2012 году. Внимание участников конференции, среди которых было много преподавателей ВУЗов и школьных учителей, к экспозиции чрезвычайного ведомства привлекали красочные памятки «Добрые советы от МЧС» по мерам безопасности в различных ситуациях, подготовленные Приволжским региональным центром МЧС России. Вёл совещание главный государственный инспектор Республики Татарстан по безопасности дорожного движения полковник полиции Рифкат Минниханов. Перед началом совещания были вручены дипломы и ценные подарки победителям республиканского конкурса «Помоги первокласснику безопасно собраться в школу».
Напомним, что Государственное учреждение «Научный центр безопасности жизнедеятельности детей» создан в целях реализации единой государственной политики в области образования и обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в Республике Татарстан. Центр является самоуправляемой организацией, которая проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам в области обеспечения БЖД в Республике Татарстан, образования, педагогики, психологии и смежных с ними наук, принимает участие в координации исследований по этим направлениям. Научно-методическое руководство деятельностью Центра осуществляют Поволжское отделение Российской академии образования, Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Татарстан. Центр взаимодействует на договорной основе с учреждениями и учебными организациями, сфера деятельности которых связана с целями и задачами Центра, в том числе с Министерством образования и науки Республики Татарстан, Министерством здравоохранения Республики Татарстан, Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
Основными целями деятельности Центра являются:
а) научная и учебно-методическая работа по обеспечению БЖД в чрезвычайных ситуациях;
б) научные исследования в области обеспечения БЖД;
в) научный поиск инновационных подходов к решению задач по обеспечению БЖД в чрезвычайных ситуациях;
г) создание методических и дидактических материалов нового поколения.
После вступительного слова Р.Н.Минниханова с докладом по теме «МЧС Республики Татарстан в образовательной сфере формирования культуры безопасности жизнедеятельности» выступил заместитель министра по делам ГО и ЧС РТ Николай Владимирович Суржко.
Он отметил, что сегодня влияние профессиональных знаний должностных лиц и работников органов власти и организаций, ценностных установок людей, мотивов их поведения, а также личностных качеств и способностей на снижение индивидуальных, социальных и глобальных рисков никем не оспаривается.
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности представляет собой целенаправленное воздействие на всех членов общества как в целях получения ими знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности, так и в целях воспитания внутренней осознанной потребности следовать существующим нормам и правилам безопасного поведения.
Это воздействие должно осуществляться на протяжении всей жизни человека. При этом в формировании культуры безопасности жизнедеятельности должны принимать активное участие семья, школа, органы местного самоуправления, органы государственной власти всех уровней, а также общественные организации.
Вместе с тем, единого мнения среди ученых и практиков по концептуальным и понятийно-терминологическим вопросам в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности пока нет. В большинстве случаев искусственно выделяется его органическая часть, посвященная вопросам безопасности в чрезвычайных ситуациях. Этим нарушается исходная идея единого пространства формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
Однако, гибель людей и материальный ущерб, связанные с иными опасностями, во многом превышают потери от ЧС. Так, в Татарстане в 2012 году от ЧС погибло лишь 11 человек, тогда как в результате ДТП составила 695 человек, на пожарах – 249 человек, на воде – 198 человек.
Большая часть этих потерь связана с низкой культурой поведения в ходе трудовой и повседневной деятельности.
Исходя из сказанного необходимо, при организации формирования культуры безопасности жизнедеятельности, охватывать все аспекты безопасности, а для этого необходимо определиться с составными частями формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
На сегодня с учетом практической значимости возможно и целесообразно рассматривать следующие составляющие формирования культуры безопасности жизнедеятельности:
культуру безопасности жизнедеятельности в области защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;
транспортную культуру безопасности;
культуру безопасности жизнедеятельности в сфере экологии и природопользования;
здоровый образ жизни и культуру безопасности жизнедеятельности в быту;
культуру безопасности жизнедеятельности в техногенной сфере;
культуру и безопасность труда;
культуру безопасности жизнедеятельности в области использования информационных технологий.
Перечень составляющих может и должен уточняться по результатам мониторинга состояния культуры безопасности жизнедеятельности.
Так, еще четверть века назад в России о формировании культуры безопасности жизнедеятельности в области использования информационных технологий можно было не говорить. Однако сегодня, в связи с массовым использованием компьютеров в том числе и детьми, эта составляющая крайне актуальна. Виртуальный мир позволяет не только получать знания, в том числе и в области безопасности жизнедеятельности, но и иметь доступ к негативной информации. Защитить неокрепшую психику ребенка в этих условиях весьма важно.
Говоря о формировании культуры безопасности жизнедеятельности в сфере полномочий МЧС России необходимо отметить, что около 80% ЧС техногенного характера обусловлено человеческим фактором. При этом только 30% из этого числа ЧС связано с психологическим, эмоциональным состоянием и усталостью человека, а остальные с недостаточной обученностью и низкой культурой. Пример этому аварии на Чернобыльской АЭС, авария на Саяно-Шушенской ГЭС, крупные авиационные катастрофы, пожар на складе вооружения в Ульяновске и т.д.
Основными направлениями формирования культуры безопасности жизнедеятельности в сфере деятельности МЧС России и, естественно МЧС Республики Татарстан, являются:
формирование государственной политики в этой области;
обучение всех категорий населения в области безопасности жизнедеятельности;
духовно-нравственное, психологическое и патриотическое воспитание;
надзор и контроль за формированием культуры безопасности жизнедеятельности.
Осветить все направления деятельности МЧС Республики Татарстан по формированию культуры безопасности жизнедеятельности в коротком выступлении практически невозможно, поэтому я подробнее остановлюсь на одном из ключевых направлений - обучении всех категорий населения в области безопасности жизнедеятельности.
Путями реализации данного направления в сфере полномочий МЧС Республики Татарстан являются:
подготовка специалистов в образовательных учреждениях по направлениям «защита в ЧС» и « пожарная безопасность»;
участие в обучении подрастающего поколения в рамках курса ОБЖ и дисциплины БЖД;
участие в обучении работающего населения в области защиты от ЧС и гражданской обороны по 14-ти часовой программе, а также в области пожарной безопасности по программам противопожарного минимума и противопожарного инструктажа;
повышение квалификации руководителей, а также должностных лиц и специалистов ГО и территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ТСЧС);
организация и проведение тренировок и учений по действиям в ЧС и при пожарах, а также других оперативных мероприятий в области безопасности в ЧС и пожарной безопасности.
Деятельность по реализации этого направления в системе МЧС Республики Татарстан ведется в целом достаточно активно.
Организация и осуществление обучения населения республики в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с требованиями федеральных законов и законов Республики Татарстан в данной области, постановления от 2.11.2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2003 №693 «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера в Республике Татарстан» и Организационно-методических указаний по обучению населения РТ в области безопасности жизнедеятельности на 2011-2015 годы.
В данных документах прописаны задачи и функции органов исполнительной власти и руководителей всех уровней в области подготовки населения, а также порядок их реализации.
На основании требований вышеуказанных нормативных правовых актов в республике на сегодня создана и функционирует единая система подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Она представляет собой совокупность взаимодействующих органов управления, образовательных, научных и других учреждений и организаций, а также реализуемых ими преемственных программ по безопасности жизнедеятельности.
Основу системы составляют:
по линии Минобрнауки России и Минобрнауки Республики Татарстан – образовательные учреждения профессионального образования, реализующие программы дисциплины БЖД и общеобразовательные учреждения, реализующие программы курса ОБЖ;
по линиям МЧС Республики Татарстан - учебно-методический центр по ГОЧС Республики Татарстан и его 8 филиалов в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне, реализующие программы повышения квалификации и дополнительной подготовки должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС;
другие министерства, ведомства и организации, реализующие программы проведения соревнований «Школа безопасности» и полевых лагерей «Юный спасатель», «Юный пожарный», «Юный водник»;
по линии органов местного самоуправления - организации, расположенные на подведомственной территории и реализующие программы обучения работающего населения.
На всех уровнях планируются и проводятся тренировки и учения.
Основными мероприятиями МЧС Республики Татарстан по реализации данного направления являются:
1. МЧС республики принимало самое непосредственное участие в открытии в Казанском национальном исследовательском техническом университете - КАИ специальностей «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» и «Защита в чрезвычайных ситуациях» и сейчас продолжает курировать эту специальность. Сотрудники министерства привлекаются к проведению занятий со студентами, руководству дипломным проектированием, к организации и проведению производственной практики студентов в структурных подразделениях министерства и подведомственных организациях. Последние 2 года председателем государственной аттестационной комиссии по защите выпускных квалификационных работ является министр Хабибуллин Рафис Завдатович.
2. В тесном взаимодействии с Минобрнауки РТ организуются и проводятся:
подготовка (переподготовка) руководителей, заведующих учебными частями и преподавателей-организаторов ОБЖ общеобразовательных учреждений в Учебно-методическом центре по ГО и ЧС РТ, а классных руководителей 1-4 классов и преподавателей – в филиалах учебно-методического центра;
смотры конкурсы на лучшее общеобразовательное учреждение по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», республиканский конкурс «Учитель года Республики Татарстан по курсу ОБЖ»;
день защиты детей (апрель – май) и месячник безопасности детей (август - сентябрь;
инструкторско-методические занятия с руководителями общеобразовательных учреждений и учреждений дошкольного образования по организации и методике подготовки и проведения практических занятий по действиям в чрезвычайных ситуациях;
городские и республиканские соревнования учащихся по программе «Школа безопасности» и полевых лагерей «Юный спасатель».
Сотрудники МЧС республики проводят проверки хода обучения учащихся в области гражданской защиты и оказывают методическую помощь руководителям и преподавателям школ в организации учебного процесса по курсу ОБЖ.
Кроме того, необходимо отметить совместную работу, проводимую министерством совместно с НЦ БЖД. По итогам 2012 года была проведена 2-я Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: теория и практика», а также Республиканский молодежный форум – 2012.
Указанные мероприятия позволили обменяться опытом в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также выявить молодежные проекты, реализация которых позволит повысить защищенность республики, в частности при создании комплексной системы оповещения населения (проект «система оповещения СПИКФОН» занял 3 место на форуме).
Работу в данном направлении необходимо продолжать, поскольку эффект от подобных мероприятий очевиден.
Несколько слов о проблемах формирования культуры безопасности жизнедеятельности и путях их решения.
Одной из проблем формирования культуры безопасности жизнедеятельности является отсутствие единого координационного органа. Полномочия этого органа, как показывает анализ, должны состоять, прежде всего, в мониторинге культуры безопасности жизнедеятельности и выработке предложений по государственной политике в этой области, координации деятельности и взаимодействия всех заинтересованных структур, организации разработки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности и др.
Как представляется, таким органом может быть рабочая группа по анализу и проблемам формирования культуры безопасности жизнедеятельности, которую, видимо, можно создать в рамках Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан.
Кроме этого требует проработки вопрос создания в рамках РСЧС функциональной подсистемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Решение задачи по созданию и руководству этой функциональной подсистемой, может взять на себя Минобрнауки России. Создание и деятельность этой функциональной подсистемы позволило бы внести решающий вклад в консолидированную деятельность государственных органов и общественных организаций в решении вопросов формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
Злободневен и вопрос создания в Академии наук РТ структурного подразделения, которое занималось бы координацией решения научных проблем как комплексной безопасности в целом, так и формирования культуры безопасности жизнедеятельности в частности.
Только комплексный и системный подход к формированию культуры безопасности жизнедеятельности на всех уровнях позволит повысить уровень образованности людей не только в области безопасности жизнедеятельности, но и в других смежных областях знаний, усилить сплоченность общества перед большинством опасностей, поднять уровень духовно-нравственного, психологического и патриотического воспитания, имидж государства и государственных служб, обеспечивающих безопасность.
- 03 октября 2016 Месячник пожарной безопасности в Арском муниципальном районе Республики Татарстан
- 24 июля 2014 «Парад комбайнов в г.Альметьевск»
- 10 июля 2014 Награждение юного победителя
- 30 июня 2014 Экскурсия в пожарную часть г.Альметьевск
- 30 июня 2014 Кадетам – о пожарной безопасности!
- все новости >>>