Научные достижения – во имя безопасности детей

14.02.2013

13 февраля в здании Управления ГИБДД МВД по РТ состоялась конференция по итогам деятельности Научного центра безопасности жизнедеятельности детей (НЦ БЖД). В фойе была развернута выставка научных достижений в области обеспечения детской безопасности. На экспозиции Главного управления МЧС России по РТ на видеоэкране демонстрировались презентационные филы о комплексной и пожарной безопасности в период подготовки и проведения Универсиады – 2013 в Казани, а также фильм об итогах деятельности ТП РСЧС в 2012 году. Внимание участников конференции, среди которых было много преподавателей ВУЗов и школьных учителей, к экспозиции чрезвычайного ведомства привлекали красочные памятки «Добрые советы от МЧС» по мерам безопасности в различных ситуациях, подготовленные Приволжским региональным центром МЧС России. Вёл совещание главный государственный инспектор Республики Татарстан по безопасности дорожного движения полковник полиции Рифкат Минниханов. Перед началом совещания были вручены дипломы и ценные подарки победителям республиканского конкурса «Помоги первокласснику безопасно собраться в школу».

Напомним, что Государственное учреждение «Научный центр безопасности жизнедеятельности детей» создан в целях реализации единой государственной политики в области образования и обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в Республике Татарстан. Центр является самоуправляемой организацией, которая проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам в области обеспечения БЖД в Республике Татарстан, образования, педагогики, психологии и смежных с ними наук, принимает участие в координации исследований по этим направлениям. Научно-методическое руководство деятельностью Центра осуществляют Поволжское отделение Российской академии образования, Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел  по Республике Татарстан. Центр взаимодействует на договорной основе с учреждениями и учебными организациями, сфера деятельности которых связана с целями и задачами Центра, в том числе с Министерством образования и науки Республики Татарстан, Министерством здравоохранения Республики Татарстан, Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.

Основными целями деятельности Центра являются:

а) научная и учебно-методическая работа по обеспечению БЖД в чрезвычайных ситуациях;

б) научные исследования в области обеспечения БЖД;

в) научный поиск инновационных подходов к решению задач по обеспечению БЖД в чрезвычайных ситуациях;

г) создание методических и дидактических материалов нового поколения.

После вступительного слова Р.Н.Минниханова с докладом по теме «МЧС Республики Татарстан в образовательной сфере формирования культуры безопасности жизнедеятельности» выступил заместитель министра по делам ГО и ЧС РТ Николай Владимирович Суржко.

Он отметил, что сегодня влияние профессиональных знаний  должностных лиц и работников органов власти и организаций, ценностных установок людей, мотивов их поведения, а также  личностных качеств и способностей на снижение индивидуальных, социальных и глобальных рисков никем не оспаривается.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности представляет собой целенаправленное воздействие на всех членов общества как в целях получения ими знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности, так и в целях воспитания внутренней осознанной потребности следовать существующим нормам и правилам безопасного поведения.

Это воздействие должно осуществляться на протяжении всей  жизни человека. При этом в формировании культуры безопасности жизнедеятельности должны принимать активное участие семья, школа, органы местного самоуправления, органы государственной власти всех уровней, а также общественные организации.

Вместе с тем, единого мнения среди ученых и практиков по концептуальным и понятийно-терминологическим вопросам в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности пока нет. В большинстве случаев искусственно выделяется его органическая часть, посвященная вопросам безопасности в чрезвычайных ситуациях. Этим нарушается исходная идея единого пространства формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Однако, гибель людей и материальный ущерб, связанные с иными опасностями,  во многом превышают потери от ЧС. Так, в Татарстане в 2012 году от ЧС погибло лишь 11 человек, тогда как в результате ДТП составила 695 человек, на пожарах – 249 человек, на воде – 198 человек. 

Большая часть этих потерь связана с низкой культурой поведения в ходе трудовой и повседневной деятельности.

Исходя из сказанного необходимо, при организации формирования культуры безопасности жизнедеятельности, охватывать все аспекты безопасности, а для этого необходимо определиться с составными частями формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

На сегодня с учетом практической значимости возможно и целесообразно рассматривать следующие составляющие формирования культуры безопасности жизнедеятельности:

культуру безопасности жизнедеятельности в области защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;

транспортную культуру  безопасности;

культуру безопасности жизнедеятельности в сфере экологии и природопользования;

здоровый образ жизни и культуру безопасности жизнедеятельности в быту;

культуру безопасности жизнедеятельности в техногенной сфере;

культуру и  безопасность труда;

культуру безопасности жизнедеятельности в области использования информационных технологий.

Перечень составляющих может и должен уточняться по результатам мониторинга состояния культуры безопасности жизнедеятельности.

Так, еще четверть века назад в России о формировании культуры безопасности жизнедеятельности в области использования информационных технологий  можно было не говорить. Однако сегодня, в связи с массовым использованием компьютеров в том числе и детьми, эта составляющая крайне актуальна.   Виртуальный мир позволяет не только получать знания, в том числе и в области безопасности жизнедеятельности, но и иметь доступ к негативной информации. Защитить неокрепшую психику ребенка в этих условиях весьма важно.  

Говоря о формировании культуры безопасности жизнедеятельности в сфере полномочий МЧС России необходимо отметить, что около 80% ЧС техногенного характера обусловлено человеческим фактором. При этом только 30% из этого числа ЧС связано с психологическим, эмоциональным состоянием и усталостью человека, а остальные с недостаточной обученностью и низкой культурой. Пример этому аварии на Чернобыльской АЭС, авария на Саяно-Шушенской  ГЭС, крупные авиационные  катастрофы, пожар на складе вооружения в Ульяновске и т.д.

  Основными направлениями формирования культуры безопасности жизнедеятельности в сфере деятельности МЧС России и, естественно МЧС Республики Татарстан,  являются:

формирование государственной политики в этой области;

обучение всех категорий населения в области безопасности жизнедеятельности;

духовно-нравственное, психологическое и патриотическое воспитание;

надзор и контроль за формированием культуры безопасности жизнедеятельности.

Осветить все направления деятельности МЧС Республики Татарстан по формированию культуры безопасности жизнедеятельности в  коротком выступлении практически невозможно, поэтому я подробнее остановлюсь на одном из ключевых направлений - обучении всех категорий населения в области безопасности жизнедеятельности. 

Путями реализации  данного направления   в сфере полномочий МЧС Республики Татарстан являются:

 подготовка специалистов в образовательных учреждениях   по направлениям «защита в ЧС» и « пожарная безопасность»;

участие в обучении подрастающего поколения в рамках курса ОБЖ и дисциплины БЖД;

участие в обучении работающего населения в области защиты от ЧС и гражданской обороны по 14-ти часовой программе, а также в области пожарной безопасности по программам противопожарного минимума и противопожарного инструктажа;

повышение квалификации руководителей, а также должностных лиц и специалистов ГО и территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ТСЧС);

организация и проведение тренировок и учений по действиям в ЧС и при пожарах, а также  других оперативных мероприятий в области безопасности в ЧС и пожарной безопасности.

Деятельность по реализации  этого направления в системе МЧС Республики Татарстан ведется в целом достаточно активно. 

 Организация и осуществление обучения населения республики в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с требованиями федеральных законов и законов Республики Татарстан в данной области,  постановления от 2.11.2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2003 №693  «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера в Республике Татарстан»  и Организационно-методических  указаний по обучению населения РТ в области безопасности жизнедеятельности  на 2011-2015 годы.

В данных документах прописаны задачи и функции органов исполнительной власти и руководителей всех уровней   в области подготовки населения, а также  порядок их реализации.

На основании требований вышеуказанных нормативных правовых актов в  республике на сегодня создана и функционирует единая система подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Она представляет собой совокупность взаимодействующих органов управления, образовательных, научных и других учреждений и организаций, а также реализуемых ими преемственных программ по безопасности жизнедеятельности.

Основу системы составляют:

по линии Минобрнауки России и Минобрнауки Республики Татарстан – образовательные учреждения профессионального образования, реализующие программы дисциплины БЖД и общеобразовательные учреждения, реализующие программы курса ОБЖ;

по линиям МЧС Республики Татарстан - учебно-методический центр по ГОЧС Республики Татарстан и его 8 филиалов  в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне,  реализующие программы повышения квалификации и дополнительной подготовки должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС;

другие министерства, ведомства и организации, реализующие программы проведения соревнований «Школа безопасности» и полевых лагерей «Юный спасатель», «Юный пожарный», «Юный водник»;

по линии органов местного самоуправления  - организации, расположенные на подведомственной территории и реализующие программы обучения работающего населения.

На всех уровнях планируются и проводятся тренировки и учения.

Основными мероприятиями МЧС Республики Татарстан по реализации данного направления являются:

1. МЧС республики  принимало самое непосредственное участие в открытии в Казанском национальном исследовательском техническом университете - КАИ специальностей «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» и «Защита в чрезвычайных ситуациях» и сейчас продолжает курировать  эту специальность. Сотрудники министерства привлекаются к проведению занятий со студентами, руководству дипломным проектированием, к организации и проведению производственной практики студентов в структурных подразделениях министерства и подведомственных организациях. Последние 2 года председателем государственной аттестационной комиссии по защите выпускных квалификационных работ является министр Хабибуллин Рафис Завдатович.

2.  В тесном взаимодействии с Минобрнауки РТ организуются и проводятся:

подготовка (переподготовка) руководителей, заведующих учебными частями и преподавателей-организаторов ОБЖ  общеобразовательных учреждений в Учебно-методическом центре по ГО и ЧС РТ, а классных руководителей 1-4 классов и преподавателей – в филиалах учебно-методического центра; 

смотры конкурсы на лучшее общеобразовательное учреждение по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», республиканский конкурс «Учитель года Республики Татарстан по курсу ОБЖ»;

день защиты детей (апрель – май) и месячник безопасности детей (август - сентябрь;

инструкторско-методические занятия с руководителями общеобразовательных учреждений и учреждений дошкольного образования по организации и методике подготовки и проведения практических занятий по действиям в чрезвычайных ситуациях;

городские и республиканские соревнования учащихся по программе «Школа безопасности» и полевых лагерей «Юный спасатель».

Сотрудники МЧС республики проводят проверки хода обучения   учащихся в области гражданской защиты и оказывают  методическую помощь   руководителям и преподавателям  школ в организации   учебного процесса по курсу ОБЖ.

Кроме того, необходимо отметить совместную работу, проводимую министерством совместно с НЦ БЖД. По итогам 2012 года была проведена 2-я Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: теория и практика», а также Республиканский молодежный форум – 2012.

Указанные мероприятия позволили обменяться опытом в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также выявить молодежные проекты, реализация которых позволит повысить защищенность республики, в частности при создании комплексной системы оповещения населения (проект «система оповещения СПИКФОН» занял 3 место на форуме).

Работу в данном направлении необходимо продолжать, поскольку эффект от подобных мероприятий очевиден.

 Несколько слов о проблемах формирования культуры безопасности жизнедеятельности и путях их решения.

Одной из проблем формирования культуры безопасности жизнедеятельности является отсутствие единого координационного органа. Полномочия этого органа, как показывает анализ, должны состоять, прежде всего, в мониторинге  культуры безопасности жизнедеятельности и выработке предложений по государственной политике в этой области, координации деятельности и взаимодействия всех заинтересованных структур, организации разработки  и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности  и др.

Как представляется, таким органом может быть рабочая группа по анализу и проблемам формирования культуры безопасности жизнедеятельности, которую, видимо, можно создать в рамках   Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан.

Кроме этого требует проработки вопрос создания в рамках РСЧС функциональной подсистемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Решение задачи по созданию и руководству  этой функциональной подсистемой, может взять на себя  Минобрнауки России. Создание и деятельность этой функциональной подсистемы позволило бы  внести решающий вклад в консолидированную деятельность государственных органов  и общественных организаций в решении вопросов формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Злободневен и  вопрос создания в Академии наук РТ структурного подразделения, которое занималось бы  координацией решения научных проблем как комплексной безопасности в целом, так и формирования культуры безопасности жизнедеятельности  в частности.  

Только комплексный и системный подход к  формированию  культуры безопасности жизнедеятельности на всех уровнях позволит повысить уровень образованности людей не только в области безопасности жизнедеятельности, но и в других смежных областях знаний, усилить сплоченность общества перед большинством  опасностей, поднять уровень духовно-нравственного, психологического и патриотического воспитания, имидж государства и государственных служб, обеспечивающих безопасность.