О принятии Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

27.05.2009

Актуальность разработки технического регламента в области пожарной безопасности была обусловлена необходимостью создания эффективных механизмов государственного регулирования в данной области на основе мер организационного, экономического и иного характера, адекватных угрозе пожаров и обеспечивающих задачи развития общества и государства. А если говорить проще, навести порядок в обилии документов, которые регламентируют требования пожарной безопасности.
Значение наличия качественных, оптимальных и разумных требований пожарной безопасности для эффективной защиты людей и имущества от огня, трудно переоценить. Избыточные, устаревшие нормы являются сдерживающим фактором на пути широкого внедрения современных технологий, и как следствие, препятствует инновационному развитию страны.
Дублирование и противоречия в этих документах создают предпосылки для злоупотреблений со стороны недобросовестных сотрудников контрольных органов.
Именно эти обстоятельства явились главным движителем процесса подготовки технического регламента в области пожарной безопасности.
Работа по созданию этого концептуального законопроекта длилась более 4-х лет и завершилась подписанием в июле текущего года Президентом Российской Федерации Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Практическая реализация положений закона позволит обеспечить соответствующий современному состоянию развития общества и экономики уровень защиты от пожаров, создаст необходимые условия для реализации конституционного права собственника по выбору вариантов противопожарной защиты объекта.
Кроме того, одним из ключевых аспектов нового документа – это устранение избыточных технических барьеров в области пожарной безопасности, тем более, когда остро стоят задачи по всемерной поддержке развития малого и среднего предпринимательства.
Рассматриваемый документ решает ряд задач, основными из которых являются:
 Комплексное обеспечение пожарной безопасности объектов защиты;
 Установление минимально необходимых требований пожарной безопасности к различным видам продукции;
 Внедрение системы гибкого нормирования с использованием механизмов оценки пожарного риска, а также добровольного имущественного противопожарного страхования.
Регламент состоит из 8 разделов, охватывающих все сферы технического регулирования в области пожарной безопасности.
В регламенте определено принципиально новое положение, касающееся страхования.
Статьей 64 предусматривается возможность проведение добровольного страхования ответственности за ущерб имуществу третьих лиц от пожара при составлении декларации пожарной безопасности в отношении объектов защиты.
И именно здесь возникает поле деятельности для независимой оценки рисков для определения страховых тарифов.
Напомню, что в соответствии с положениями принятого технического регламента пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:
1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах, а пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
2) пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной только в случае, если обеспечивается приемлемый уровень пожарного риска.
Принципиально важно отметить, что при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.
В связи с этим, качественно новый статус приобретают нормативные документы по пожарной безопасности, выполнение положений которых является подтверждением соблюдения требований, установленных техническим регламентом.
Что касается понятия пожарного риска и определения на его основе перечня противопожарных мероприятий, которые необходимо реализовать на конкретном объекте защиты, то такая схема применяется в Российской Федерации примерно в течение последних десяти лет.
Накопленный за это время опыт показывает рациональность и целесообразность построения противопожарной защиты, основываясь на этом методе, прежде всего для уникальных объектов, когда отсутствуют типовые решения в нормативных документах по пожарной безопасности. Расчет пожарного риска широко используется в развитых странах мира.
Новацией в техническом регламенте является уровень дифференцирования пожарного риска для различной категории населения и персонала предприятий.
В регламенте вводится новая форма оценки соответствия – Декларация пожарной безопасности. Подавая декларацию в уведомительном порядке, собственник объекта принимает на себя ответственность за выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, при этом ему предоставляется право самому выбирать способ обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, который затем декларировать.
В соответствии со ст.152 требования технического регламента вступают в силу по истечении девяти месяцев со дня его официального опубликования, т.е. в мае 2009 года. За это время необходимо привести все нормативные документы в области пожарной безопасности в соответствие с принятым законом.
В целях реализации положений регламента предстоит интенсивная и кропотливая работа по подготовке и внесению изменений в законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации.
МЧС России проведена определенная работа. Подготовлен и утвержден План-график формирования нормативных документов по пожарной безопасности по реализации положений Технического регламента.
Кроме того, приказом МЧС России в июле т.г. создана Комиссия по ликвидации излишних административных ограничений, затрагивающих интересы малого и среднего предпринимательства, одной из задач которой является рассмотрение вопросов по реализации требований нового закона и мониторинг практики его применения.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации подготовлен проект распоряжения с планом по реализации положений регламента с соответствующими поручениями заинтересованным министерствам и ведомствам.
В соответствии с этим планом работу планируется разбить на шесть блоков:
Первое. Изменение законодательства.
В ближайшее время необходимо подготовить проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Здесь предварительно рассматривается три федеральных закона:
«О пожарной безопасности»
Статьей 6 технического регламента определены условия обеспечения пожарной безопасности и соответственно в законе «О пожарной безопасности» необходимо заново определить предмет надзора. Это юридическая казуистика, но, тем не менее, она очень важна для реализации принципа неотвратимости наказания за правонарушения в сфере пожарной безопасности.
Это также потребует внесения изменений в Уголовный Кодекс и Административный Кодекс.
Второе. Разработка нормативного правового акта по оценке пожарного риска.
В развитие ст.6 Федерального закона нам необходимо разработать и представить на утверждение в Правительство Российской Федерации проект постановления об утверждении порядка проведения расчетов по оценке пожарного риска.
Также в соответствии с положениями ст.144 регламента, наряду с этим, предстоит разработать порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска и утвердить его приказом МЧС России с последующей регистрацией в Минюсте России.
Третье. Разработка нормативного правового акта по декларированию пожарной безопасности.
Предусмотренное регламентом декларирование пожарной безопасности достаточно подробно описано в статье 64 закона, Вместе с тем, пунктом 8 названной статьи предусмотрено, что форму и порядок регистрации декларации пожарной безопасности утверждает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, т.е. МЧС России, т.е. необходимо подготовить соответствующий документ, утвердить его приказом МЧС России и зарегистрировать в Минюсте России.
Четвертое. Разработка национальных стандартов в области пожарной безопасности.
В данном случае планируется создать стандарты, в которых будут изложены общие технические требования и методы испытаний пожарной техники, пожарно-технического вооружения и снаряжения пожарных, огнетушащих средств, строительных материалов и конструкций, электротехнических изделий.
Пятое. Разработка сводов правил обеспечения пожарной безопасности объектов защиты.
В рамках этого блока планируется, практически полностью переработать нормативно-техническую базу. Все требования пожарной безопасности, изложенные в различных нормативных документах, будут трансформированы в соответствующие своды правил. Эти документы будут разбиты на 4 направления, в которых будут изложены требования к предотвращению возникновения пожара, эвакуации людей при пожаре, ограничению распространения пожара и созданию условий для тушения пожара и проведению спасательных работ.
И особый шестой блок, который решением Правительства Российской Федерации был выведен из сферы технического регулирования, это Правила пожарной безопасности.
В концепцию этого документа планируется заложить требования организационного характера, определяющих поведенческие аспекты действий граждан, должностных и юридических лиц по выполнению мер пожарной безопасности.
Работа по формированию нормативной базы, направленная на реализацию положений технического регламента, будет осуществляться публично, в тесном взаимодействии разработчиков документов с общественными организациями. Проекты разрабатываемых документов будут публиковаться на официальных сайтах МЧС России и ФГУ ВНИИПО МЧС России.

Следующая >>>